Ставрополь Ставрополь старые фото

Ставрополь герб

Ставрополь — город, административный, культурный, деловой и промышленный центр Ставропольского края. Один из крупнейших городов Северного Кавказа и Северо-Кавказского федерального округа.

Телефонный код города (+7) 8652.


Географическое положение

Ставрополь расположился в западной части края, на холмах и распадках Ставропольской возвышенности в центральной части Предкавказья, в верховьях реки Ташла (бассейн Восточного Маныча), на пересечении автодорог Ростов — Ставрополь, и Астрахань — Элиста —Невинномысск — Черкесск. Крайние высотные отметки — от 230 до 660 м над уровнем моря. Ставрополь равноудалён от Северного полюса и от экватора, находясь на 45ой параллели. Срединность города отмечена и в другом измерении. Он стоит на водоразделе бассейнов Азовского и Каспийского морей, ровно в середине между ними. Подобное расположение изначально придало городу важное геополитическое значение, которое довольно точно отражено в афоризме «Ставрополь — врата Кавказа».


Климат

Климат умеренно-континентальный. Погода летом сухая и жаркая. Самые теплые месяцы — июль и август, со средними температурами +22 градуса. Зима теплая и короткая, самые холодные месяцы — январь-февраль, со средними температурами -2 градуса. Ставропольизвестен частыми сильными ветрами, со скоростью до 35 м/сек. Большое количество солнечного тепла (суммарная солнечная радиация 121,3 ккал/кв.см в год) определяет длительный вегетационный период, который составляет 160 дней с 22 апреля по 15 октября.

Самые ветреные месяцы — февраль и март, преобладают воздушные потоки западных и восточных направлений. Большую часть года в городе господствует континентальный воздух умеренных широт. Летом с ним связана сухая, жаркая, малооблачная погода. Зимой он поступает из Сибири и Казахстана и приносит морозную, сухую, ясную погоду. С Атлантического океана приходит влажный воздух умеренных широт, несущий осадки, летом — ливневые с грозами, зимой — снегопады. Арктический воздух с Баренцева моря сопровождается холодной, пасмурной погодой, а воздух с Карского моря обычно снижает температуру, усиливает ветры, вызывает волны холода. Во все сезоны возможно проникновение тропического воздуха, континентальный его тип приходит из Средней и Малой Азии, а также Ирана и приносит летом суховеи, осенью — бабье лето. Морской тропический воздух со Средиземного моря летом приносит душную, влажную погоду, зимой — оттепели, весной и осенью — потепление.


Территория и население городского округа Ставрополь:

Город занимает площадь в 171,7 км². Территория городского округа составляет 276,689 км². К территории городского округа относится находящееся за пределами городской черты Ставрополя Сенгилеевское водохранилище, площадь которого около 42 км². Водохранилище имеет важное хозяйственное значение, в частности, в водоснабжении города.

Территория Ставрополя вытянута с юго-запада на северо-восток на 24 км и с юга на север — на 16 км. Протяжённость границы города — 165,3 км.

Численность населения города — 425 853 человек. Национальный состав: русские 88,7%, армяне 4,3%, украинцы 1,6%, греки 0,6%, карачаевцы 0,5%, белорусы 0,4%, азербайджанцы 0,4%, татары 0,3%, грузины 0,3%, чеченцы 0,3%.

В городе 149 образовательных учреждений, в числе которых 20 высших, 36 лечебно — профилактических учреждений, из которых 21 городское, пять музеев, два театра, 20 массовых библиотек, 219 памятников истории, культуры, архитектуры и градостроительства.

Особенностью города является то, что лесные массивы примыкают вплотную к городской застройке. Площадь зелёных насаждений составляет 4494 гектаров.


Транспортная инфраструктура

В Ставрополе работают следующие виды транспорта: воздушный, железнодорожный, автобусный, городской электротранспорт — троллейбус. Самый первый троллейбус в Ставрополе вышел на маршрут в 1964 году.

  • Железные дороги

Бурное железнодорожное строительство второй половины XIX и начала XX веков не обошло и Северный Кавказ. Однако основная линия железной дороги Ростов — Кавказская — Армавир — Минеральные Воды — Владикавказ обошла Ставрополь стороной. Губерния остро нуждалась в возможности вывоза сельхоз-продуктов в промышленные центры и черноморские порты. Поэтому в 1897 году была проложена ветка Кавказская — Ставрополь, но из-за установленных монопольно высоких цен она только сдерживала развитие Ставрополья. Выходом из данной ситуации стало строительство «Ставрополь-Туапсинской железной дороги».

С 1916 года Ставрополь перестаёт быть железнодорожным тупиком, в нём работает два вокзала, первый тупиковый построенный АО «Владикавказские железные дороги» в 1897 году Ставрополь-Ростовский железнодорожный вокзал и второй построенный в 1916 году АО «Армавир-Туапсинской железной дорогой» Ставрополь-Туапсинский железнодорожный вокзал являющейся транзитным на участке Туапсе — Элиста.

В период Гражданской войны участок Армавир — Ставрополь очень пострадал, и Советское руководство сочло нецелесообразным его восстановление, так как железнодорожная развязка между этими двумя железными дорогами была построена в черте города, и всем поездам, двигавшимся с Петровского села, приходилось ехать через город. В связи с этим был запущен участок Михайловск — Старомарьевская, после чего второй вокзал оказался в стороне от основной дороги. Город вновь стал тупиком, в связи с этим тормозится его экономическое и культурное развитие, поэтому на многих уровнях все эти годы поднимается вопрос о соединении города железнодорожной веткой с Армавиром.

О существовании железной дороги напоминают мосты, насыпи, а также название целого района — Туапсинка.

В настоящее время в Ставрополе функционирует один вокзал — Ставрополь-Ростовский железнодорожный вокзал .

Напрямую из Ставрополя можно уехать в Москву (Павелецкий вокзал) (по нечётным числам), Ростов-на-Дону, Воронеж и другие населённые пункты России. В летнее время количество пунктов назначения увеличивается: начинают курсирование прицепные вагоны с сообщением Адлер-Ставрополь-Адлер к поезду Ростов-Адлер-Ростов.

Пригородное движение представлено дизель-поездами Ставрополь — Палагиада и Ставрополь — Кавказская, которые периодически отменяются. На май 2015 года имеется одна пара поездов Ставрополь — Кавказская (утром) и одна Ставрополь — Палагиада (вечером).

Согласно Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года ожидается строительство железнодорожной линии Ставрополь — Невинномысск в целях оптимизации транспортной связи города Ставрополя с курортной зоной города Минеральные Воды.

Сейчас город находится на федеральной трассе Р216 (бывшая А154) Ставрополь — Элиста — Астрахань и Р269 Ставрополь — Батайск.

Кроме того, городской транспорт представлен автобусами, маршрутными такси, такси, также в городе действует девять троллейбусных маршрутов. До середины 2000-х город имел 12 троллейбусных маршрутов, планируется их восстановление. Проект ставропольского трамвая не был реализован из-за революции (сорвался третий проект). Однако, в настоящее время Генеральным планом предусмотрено строительство трамвайной сети, охватывающей все районы города.

Автобусы представлены марками МАЗ—103 и МАЗ—206, ЛиАЗ—5256.26, ВМЗ-4252 «Олимп», Mercedes-Benz Türk O325, ПАЗ-3203, -3205, -4234. Имеются и другие модели.
Троллейбусы — марками БТЗ—52 761, ЗИУ—682, ВЗТМ—5284.01
Маршрутные такси — марки «ГАЗель» и маршрутные такси зарубежного производства.

Стоимость проезда с 1 января 2015 года в троллейбусах составляет 15 рублей, в автобусах — 16, а в маршрутных такси — 18 рублей.

  • Междугородний автотранспорт

В Ставрополе функционируют один автовокзал и три автостанции:

Центральный автовокзал — рейсы на Черноморское побережье, в Москву, Санкт-Петербург, Астрахань, Волгоград, Элисту, Саратов, Прагу, в города Дагестана, Чечни, Карачаево-Черкесии, Ростовской области, Краснодарского края, по Ставропольскому краю.
Автостанция № 1 — рейсы в курорты Ставропольского края (Пятигорска, Кисловодска, Ессентуков, Железноводска), города Ставропольского края (Минеральных Вод, Новопавловска, Невинномысска, Георгиевска, Зеленокумска, Лермонтова и др.), межобластные (Черкесска, Усть-Джегуты, Домбая, Теберды, Одессы, Москвы и др.).
Автостанция № 2 — рейсы в ближайшие города и сёла Ставропольского края (Михайловска, Новоалександровска, Изобильного, Донского, Солнечнодольска, Рыздвяного и др.)
Пригородная автостанция — рейсы в ближайшие посёлки Ставропольского края (Татарка, Михайловск, Московское, Надежда и др.)

  • Воздушный транспорт

Воздушными «воротами» Ставрополя является международный аэропорт Ставрополь (Шпаковское). Самый первый двухместный почтовый самолёт проследовал в середине ноября 1935 года по маршруту Ставрополь — Пятигорск, взлетев с только что открытого в Ставрополе аэродрома.

В Ставрополь летают самолёты нескольких авиакомпаний: Ютэйр, S7 Airlines, Донавиа (дочерняя компания Аэрофлота) и Turkish Airlines (Турция).

Ежедневно из Ставрополя выполняется четыре-пять рейсов на Москву (аэропорты Внуково, Домодедово, Шереметьево) и трижды в неделю в Стамбул.


Связь

  • Операторы сотовой связи

МТС, Билайн, МегаФон, Yota.

В 2000-х годах в городе действовали также операторы «Ставропольская Сотовая связь» (AMPS/DAMPS), «Мобильная Сотовая Связь Ставрополья» (NMT-450)

  • Интернет-операторы

Lansat, RusLink, Билайн, Город-ТВ, Зелёная точка, Интернет-ТВ, КМВ-Телеком, Компьютерные Коммуникационные Системы, Мегафон, МТС, Радуга интернет, РадугаNet (СтавСвязьИнформ), Ростелеком, Сфинкс, ТЕЛКО, ТТК, Формула Связи.


Экономика

Сегодня экономическую основу современного промышленного потенциала города составляют более 400 предприятий. В последние годы введены в эксплуатацию новые цеха по производству медицинских препаратов, проведены работы по техническому обновлению производства монокристаллов, электроизмерительных приборов, металлоконструкций. Модернизировано производство пива, соков, мороженого и другой продукции. За последние годы объём производства товаров, работ, услуг по промышленным видам деятельности увеличился в 1,6 раза. В структуре общекраевого промышленного производства доля Ставрополя составляет около 24%. Также в Ставрополе находится филиал Сбербанка России ОАО — Северо-Кавказский Банк, которому организационно подчинены отделения Сбербанка России на территории Ставропольского края и республик Северного Кавказа. В целях содействия росту социально ориентированной экономики и обеспечения качества жизни населения Ставропольского края учреждена Торгово-промышленная палата Ставропольского края.

Промышленность

Основное место в структуре промышленного производства Ставрополя занимает машиностроение. Большую роль в экономике Ставрополя играет также производство радиоэлектронной аппаратуры, комплектующих для автомобилей, зарядных устройств, систем управления судов, систем защиты от электрохимической коррозии, измерительных инструментов, счётчиков электрической энергии. Производство пищевой продукции в стоимостном выражении составляет 35% в структуре общего объёма промышленной продукции, производимой городом. Это различные продукты питания: колбасные изделия, консервы, мука, сыры, растительное и животное масло, пиво, алкогольные и безалкогольные напитки. Кроме того, в краевом центре выпускаются также продукты химии и высоких технологий.

Машиностроение, металлообработка

  • Завод «Автоприцеп-КамАЗ». Открыт 26 мая 1971 года как Ставропольский завод автомобильных прицепов.
  • Завод «Красный металлист» — старейшее станкостроительное предприятие в России. Основан в 1902 году. Закрыт. В 2014 году прошли слушания по проектам застройки территории «Красного металлиста».
  • Ставропольский завод поршневых колец — «Стапри»
  • Завод «Ставропольский Автоцентр КамАЗ»

Приборостроение

  • Завод «Нептун». Открыт 20 марта 1971 года
  • «Оптрон-Ставрополь»
  • Радиозавод «Сигнал»
  • «Электроавтоматика»
  • «Концерн Энергомера»

Химия, биохимия

  • «Ставропольская биофабрика»
  • «Научно-производственный концерн „ЭСКОМ“»
  • «СТАВХИМ»
  • ф-л ФГУП НПО «Микроген» МЗ РФ «Аллерген»

Высокие технологии

  • «Монокристалл»
  • «Экситон»
  • «ЛЮМ»

Нефтегазовая индустрия

  • «СтавГазСервис»
  • «ГАЗПРОМРЕГИОНГАЗ»
  • «ТРАНСГАЗ СТАВРОПОЛЬ»


История города

Ставрополь вырос из крепости, основанной в 1777 году на Азово-Моздокской оборонительной линии. Шесть эскадронов драгун и 250 хоперских казаков во главе с полковником Ладыженским возвели несколько укреплений возле Черного леса у берега реки Ташлы, расставили на них пушки, соорудили постройки для лошадей и обозов. Длина стен крепости составляла 1698 метров, площадь крепостной территории равен 10 гектар. Практически повсеместно параллельно с возведением крепостей происходило строительство казачьих станиц. Так, уже в 1778 году в станице Ставропольской, где разместился штаб Хопёрского полка, насчитывалось 197 домов казаков и офицеров, гауптвахта, пороховой погреб, две лавки и ещё несколько строений. Скоро вокруг крепости и под зашитой ее возникла Слободка — вольное поселение переселившихся сюда крестьян, отставных солдат и их семейств. В 1785 поселение при крепости получило статус уездного города Кавказской губернии.

В начале XIX века экономическое и административное значение Ставрополя быстро растет. Через город проходят Большой Черкасский тракт, соединявший Кавказ с Москвой и Петербургом, Большая Сальская дорога, выходившая к Волге, дороги на Ростов и Екатеринодар. В первой половине девятнадцатого века город утрачивает свое значение города — крепости. По указу Александра I Хоперский казачий полк был переведен и в верховья Кубани и на реку Куму. В 1815 году Ставрополь становится центром управления учрежденных на Кавказской линии меновых дворов, где находился главный смотритель меновой торговли с горцами. По указу 24 июля 1822 года Кавказская губерния преобразована в область. Ее центром стал Ставрополь. В условиях Кавказской войны Ставропольская крепость играла важную роль, контролируя дороги на Дон, Волгу и в Закавказье. В самой крепости хранились огромные военные запасы, провиант. Здесь была сосредоточена вся военная и гражданская администрация, размещались штаб-квартира командующего войсками Кавказской линии и Черномории, управление Кавказского линейного казачьего войска, учреждения, ведавшие заготовкой и снабжением войск продовольствием и обмундированием. В 1822 при преобразовании Кавказской губернии в область Ставрополь стал её центром (с 1847 — центром Ставропольской губернии). 2 октября 1824 года Указом Александра I все областные присутственные места переводятся из Георгиевска в Ставрополь.

Ставрополь получил широкие возможности для своего развития. Казачьи усадьбы были заняты новоселами, которые не имели возможности построить дома в самом городе. Так возникли Солдатская и Подгорная слободки, заселенные беднотой. В описании князя П. Голицына дается достаточное представление о городе той поры. «Уже в 1628 году устройство Ставрополя изменилось к лучшему. До этого в городе не существовало никаких зданий, а улицы от грязи часто были непроходимыми… Теперь улицы уже имели каменные тротуары с перилами, а некоторые из них были вымощены. Были устроены канавы для стока воды. Город был освещен фонарями».

По ходатайству областной администрации лишь в конце 30-х годов хорошие дома, построенные частными гражданами, освобождались на десять лет от военного постоя. Эта мера, по словам губернатора, привела к более быстрой застройке города, а в обзоре губернии за 1838 год подчеркивалось: «Лучшие города в области по строениям — Ставрополь и Пятигорск». На большой Черкасской улице (проспект К. Маркса) областного центра были построены каменные двухэтажные дома, в начале 40-х годов запрещалось на главной улице крыть крыши соломой и камышом.

За период 1836 — 1851 годов в Ставрополе построено более 280 каменных домов; город стал производить на приезжих более благоприятное впечатление. Город заметно расширился. Губернские присутственные места поместились в новых огромных зданиях. Даже городской острог потерял свою прежнюю патриархальную наружность: его заменило огромное каменное здание со всем тюремным комфортом и с титулом городской тюрьмы. В 1841 году купец Тамамшев на свои средства построил на въезде в Ставрополь с восточной стороны у Тифлисской заставы каменные ворота со стеной, получившие название Тифлисских ворот. От Казанского кафедрального собора на Крепостной горе была построена спускавшаяся к бассейну каменная лестница, обсаженная тополями.

В конце 18 — нач. 19 вв через Ставрополь проходил главный почтовый тракт, связывавший Кавказ с Европейской частью России. Ставрополь был средоточием управления войсками Кавказской линии и Черномории. Город интенсивно развивался вплоть до открытия Владикавказской ж. д. (1875), проложенной более чем в 50 км к югу от него. В конце 19 — нач. 20 вв. Ставрополь — преимущественно купеческий город; торговля велась главным образом хлебом и скотом. В 1897 был связан ж.-д. веткой с Владикавказской ж. д.

В Ставрополе бывали А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой и А. С. Грибоедов, В. Г. Белинский и А. И. Одоевский. В 1843—1847 годах в первом на Кавказе военном госпитале работал знаменитый врач Пирогов.

В событиях русских революций нач. 20 в. Ставрополь был одним из центров политических и вооружённых противостояний на Северном Кавказе. В 1918 году столица Ставропольской Советской Республики.

В результате административных преобразований в 1920—30-е гг. С. оставался центром Ставропольской губернии (до 1924), округа (1924— 30), затем городом краевого подчинения в составе Северо-Кавказского края с центром в Ростове-на-Дону. С 1937 Ставрополь стал центром Орджоникидзевского, с 1943 — Ставропольского края.

До 1935 года город назывался Ставрополь-Кавказский в отличие от Ставрополяв Поволжье. В связи с переименованием волжского города (в 1964 году) необходимость в приставке «Кавказский» отпала. С 1935 по 1943 год носил название Ворошиловск.

В годы Великой Отечественной войны Ставрополь поставлял в действующую армию оружие, боеприпасы, снаряжение и продовольствие. С 3 августа 1942 по 21 января 1943 город находился под немецко-фашистской оккупацией. Освобождён войсками 44-й армии Северной группы Закавказского фронта.

Современный Ставрополь — крупный промышленный и административно-культурный центр Северного Кавказа.


«Туапсинка»

В 1875 году была построена Владикавказская железная дорога от Ростова до Владикавказа — главная железнодорожная артерия Кавказа. Ставрополь при этом остался в стороне, а ставропольское крестьянство и купечество очень нуждались в возможности вывоза сельхозпродуктов в промышленные центры и черноморские порты. В 1897 г. была открыта ветка Кавказская — Ставрополь, построенная акционерным обществом Владикавказской железной дороги. Пользуясь своей монополией на Ставрополье, Владикавказская дорога диктовала свои цены и условия ставропольским крестьянам.

Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, в 1908 г. при поддержке правительства было образовано Акционерное общество Армавир-Туапсинской железной дороги во главе с инженером путей сообщения Петром Николаевичем Перцовым (1857−1937). Уставной капитал общества был сформирован, в основном, российскими и иностранными банками. Акции, выпущенные позднее, сосредоточились большей частью в руках купцов, казачества и крестьянства Ставропольской и Кубанской губерний, благодаря чему Туапсинка получила славу «народной железной дороги».

Грузопотоки Армавир-Туапсинской железной дороги должны были складываться из транзита в Туапсинский порт (прежде всего дорога должна была окончательно решить проблему экспорта хлеба Ставрополья), вывоза продовольственных грузов из закубанских станиц и Ставрополья, а так же вывоза леса и полезных ископаемых в предгорьях Западного Кавказа. Степное Ставрополье очень нуждалось в закубанском лесе. Важной функцией создаваемого при поддержке правительства нового АО было также разрушение сложившейся на юге России бесконтрольной монополии, А О Владикавказской железной дороги. Конкурентная борьба должна была благотворно отразиться на качестве предоставляемых железнодорожниками транспортных услуг. Как оказалось впоследствии, правительство не ошиблось. Вся история и деятельность АО Армавир-Туапсинской дороги вплоть до революции 1917 года прошла под знаком непрерывной, острой и не всегда честной с обеих сторон конкурентной борьбы с Владикавказской дорогой.

Таким образом, АО Армавир-Туапсинской дороги в 1909 г. приступило к строительству железной дороги Армавир — Туапсе с ветвью на Майкоп, и к реконструкции Туапсинского морского порта. В 1912 г. в условиях острой конкуренции с, А О Владикавказской дороги оно получило разрешение на строительство участка Армавир — Ставрополь — Петровское (Светлоград) с разветвлениями на Винодельное (Ипатово) и Благодарное. Подрядчиками строительства и экипировки по началу выступили известные европейские фирмы.

На западном плече железная дорога прошла от Армавира по прикубанской степи, затем по ущелью реки Пшиш поднялась в горы на Гойтхский перевал и спустилась к морю по долине реки Туапсе. На трассе дороги было сооружено 6 туннелей, около 10 бетонных виадуков через горные реки, а также уникальный для России петлевой участок. При строительстве Туапсинки применялись наиболее революционные технологии строительства инженерных сооружений, которых в условиях гор возводилось очень много. В частности, для строительства мостов и водопропускных труб широко применялся железобетон. Некоторые бетонные мосты строились по старым проектам для каменных мостов и имели арочные пролеты. Однако большинство малых и часть крупных мостов имели балочные железобетонные пролеты. Возможно, что сохранившиеся пролеты и «немецкие» мосты разрушенного участка Ставрополь — Армавир являются самыми старыми бетонными балочными мостами в России.

В 1910 г. первый поезд пошел от Армавира до Белореченской, а в 1914 г. — от Белореченской до Туапсе. Постоянное движение от Армавира до Туапсе началось 15 февраля 1915 г. 12 декабря 1910 г. началось движение на участке Белореченская — Майкоп, а примерно в 1915—1917 годах была построена также ветка Курганная — Лабинская. Туапсинка открыла путь к реализации другого важного, разработанного еще в конце XIX века проекта — железной дороги по побережью Черного моря. Такая дорога сократила бы путь в Закавказье более чем на 600 км по сравнению с существовавшей обходной железной дорогой через Моздок и Баку. Для реализации первой очереди проекта, железнодорожной ветви Туапсе — Сочи — Сухум-Кале — Ново-Сенаки (Цхакая) в 1912 г. было образовано, А О Черноморской железной дороги.

15 июля 1914 года, за полгода до открытия коммерческого движения на Туапсе, началось железнодорожное строительство от Туапсе дальше на юг, по берегу Черного моря в сторону Сочи. Осуществлялось оно вновь образованным Обществом Черноморской железной дороги. Станция Туапсе Черноморской дороги была Сооружена на Туапсинке в 1 км севернее вокзала Армавир-Туапсинской дороги. Именно на этой станции и был построен впоследствии современный вокзал Туапсе. На другом берегу речки Туапсе, в пос. Вельяминовка (нынешний район Грознефть) возникло паровозное депо Черноморской дороги. На севере планы строительства были еще грандиознее. Черноморская железная дорога должна была пройти по побережью через Новороссийск до Тамани, затем пересечь Керченский пролив и через Керчь, Джанкой, Перекоп и Херсон дойти до Умани.
Разумеется, такой масштабный проект не мог исчезнуть бесследно. К слову, сейчас целый микрорайон в Ставрополе именуется «Туапсинкой». О железной дороге напоминают несколько сохранившихся мостов, виадуков, других мелких инженерных сооружений, которые часто называют одним емким термином «немецкие мосты», поскольку в строительстве участка принимали активное участие инженеры из Германии и Бельгии.

Пожалуй, наиболее известным сохранившимся сооружением дороги является «немецкий» мост, который за годы бездействия теперь плотно окружен Мамайским лесом. А неподалеку от Ставрополя сохранился брат-близнец «немецкого» моста — его называют Новокавказским. Кругом степь да холмы. Путь от Ставрополя до Армавира отныне стал существенно короче, в сравнении с прежним по Владикавказской железной дороге через станцию Кавказскую. Появление нового железнодорожного направления заставило построить в Ставрополе второй вокзал. Участок «Туапсинки» от Ставрополя до Армавира был самым сложным. Каждая верста дороги здесь обходилась очень дорого. Виной рельеф — пересечённая местность с холмами и балками.

Сильно разрушенный во время боёв гражданской войны, участок Ставрополь — Армавир в начале двадцатых годов был Советскими властями не восстановлен, а полностью разобран. Рельсы и шпалы ставропольского участка «Туапсинки» были использованы при строительстве участка Петровское (Светлоград) — Благодарное, пуск которого состоялся в 1928 году. Об удобном транспортном пути для экспорта хлеба в голодные двадцатые годы уже никто не думал.

Дорога стала полузабытым фактом нашей истории.

(использованные ресурсы: tuapsinka.ajp.ru; postav.livejournal.com/25 643.html)





Культура

Музеи

  • Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве города Ставрополя[74]
  • Ставропольский краевой музей изобразительных искусств
  • Ставропольский музей истории казачества
  • Музей Великой Отечественной войны 1941—1945 годов «Память»
  • Музей занимательных наук Эйнштейна
  • Музей-усадьба В. И. Смирнова с мемориалом К. Л. Хетагурова
  • Библиотека-музей имени И. А. Бурмистрова

Дворцы и дома культуры

  • Ставропольский Дворец культуры и спорта (1462 места)
  • Ставропольский Дворец детского творчества (750 мест). Открыт 22 февраля 1936 года как Дом пионеров и школьников
  • Ставропольский городской Дом культуры (150 мест)
  • Дом культуры «Ставрополец» (163 места)
  • Дом культуры «Мир» (135 мест)
  • Киноклуб «Пионер» (80 мест)
  • Киноклуб «Чапаевец» (40 мест)

Театры

  • Ставропольский академический театр драмы имени М. Ю. Лермонтова (650 мест)
  • Ставропольский краевой театр кукол
  • Академический театр имени М. Ю. Лермонтова. Ставрополь

Концертные организации

  • Ставропольская краевая филармония (469 мест)
  • Ставропольский государственный цирк (1746 мест)
  • Органный зал (100 мест)
  • центр современного искусства (единственный в крае)
  • Ставропольский краевой зооэкзотариум
  • Ставропольское книжное издательство. Основано 15 января 1936 года
  • Концертно-творческое объединение «Аккорд»
  • Казачий ансамбль песни и пляски «Вольная степь»
  • Ансамбль «Казачий пикет»
  • Государственный казачий ансамбль песни и танца «Ставрополье»
  • Ансамбль песни и пляски «Пограничник Кавказа» Краснознамённого Северо-Кавказского пограничного управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Парки культуры и отдыха

  • Парк культуры и отдыха «Центральный»
  • Парк культуры и отдыха «Победа»

Кинотеатры:

  • «Атлантис» (194 места)
  • «Мир»
  • «Октябрь» (3D-кинотеатр) (два зрительных зала — 295 и 108 мест)
  • «Пионер» — закрыт
  • «Премьера» (кинотеатр временно закрыт)[88][89]
  • «Салют» (3D-кинотеатр) (два зрительных зала — 440 и 293 места)
  • «Киномакс» (3D-кинотеатр) (6 зрительных залов — 277, 56 и 300 мест)
  • «Синема Парк» (3D-кинотеатр IMAX) (8 зрительных залов)
  • «Ставрополец» — закрыт
  • «Чапаевец» — закрыт

Выставочные центры

  • Специализированный выставочный комплекс «Прогресс»
  • Выставочный центр «Ставрополье»






Памятники природы, истории и культуры: археологический и природный музей-заповедник Татарское городище, заказники Шалева поляна (Кустики), памятники природы Травертиновая балка, родник Корыта, Холодный родник, Михайловский родник, Павлова дача, Парк культуры и отдыха «Центральный» (Бабина роща), Бульвар генерала Ермолова, Бибертова дача, Ртищева дача.





Достопримечательности

Город Ставрополь внесен в список исторических городов и населенных мест России. Историческим центром Ставрополя является Крепостная гора с сохранившимися остатками крепостной стены (1770−1780), расположенная в центральной части города. На Крепостной горе в честь основания города и наступления третьего тысячелетия установлен Каменный крест «Именной символ Ставрополя». Достойная часть культурного наследия Ставрополя представлена памятниками истории и культуры, общее количество которых 167. Это памятники градостроительства и монументальные памятники, памятные знаки и мемориальные доски. Среди них: скульптурная композиция памятника В. Ленину, памятники А. Суворову, А. Пушкину, А. Горькому, Мемориал «Вечная Слава» в память о героях-земляках, погибших в годы Великой Отечественной войны, памятник «Буденовец» и др. В числе архитектурных достопримечательностей Ставрополя: кафедральный собор св. Андрея Первозванного, церковь Успения Божией Матери (XIX в.), особняк купцов Меснянкиных (1878), особняк купца Митина (1897), мечеть, здание бывшего Гостиного двора, гимназии (середина XIX в.), архитектурный ансамбль присутственных мест (1840), а также комплекс военного госпиталя (1840). Культурную и историческую ценность представляет Варваринская церковь (1846) в поселке Федоровка Комсомольского района. Ставропольский край богат достопримечательными местами. Эти места хранят в себе память о жизни и деятельности таких великих деятелей русского искусства, как А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, Ф. Шаляпин, Л.Собинов. Зеленой жемчужиной Ставрополя является парк «Центральный» — памятник природы, охраняемый государством. Парк, возраст которого более 150 лет, расположен в центре города и занимает площадь 12 гектаров. Уникальные аллеи из величественных каштанов, цветочные композиции, изящные оранжереи и гроты, фонтаны и декоративные пруды — все это делает парк любимым местом отдыха горожан. В черте Ставрополя располагается Татарское городище (VIII век до н.э. — XI век н.э.), которое является крупнейшим археологическим памятником на всей территории Предкавказья. Татарское городище, на основе которого создан музей-заповедник, объявлено памятником федерального значения. В пределах Ставрополя и его окрестностях археологи обнаружили целый ряд аланских поселений — Грушевое, Коряжское, Сенгилеевское, Бредихинское, Бучинское. Памятники древней архитектуры и поныне поражают удивительным совершенством своих пропорций, прочностью постройки, стенными росписями. Каждое строение, каждый уголок здесь имеет легенду, обладает собственной историей.

Погода в Ставрополе


Дополнительная информация по г. Ставрополь

Автобусы и троллейбусы по г. Ставрополь